Свято-Покровский Храм
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
с.Клементьево, Суздальского р-на, Владимирской обл.
ВОССТАНОВИМ ВМЕСТЕ!
с.Клементьево, ул.Школьная 20
Отец Дмитрий

О храме

 или переводом на карту СБЕР
(получатель Дмитрий Семенович К)

Едва ли ни самыми ранними упоминаниями о селе Клементьево  можно считать заметки в описи земель, облагаемых налогом, решение о составлении которой было принято в 1619 году III Земским собором, во времена правления царя Василин III.

В книгах Патриаршего казначейства приказа за 1628 год записано, что церковь Великого чудотворца Николы в селе Клементьево значится в вотчине московского Новодевичьего монастыря. Монастырь был основан Василием III в 1524 году. Так вот налогу с владения полагалось отчислять 15 алтын 5 денег. В 1664 году дани на клементьевскую церковь было положено уже 1 рубль 13 алтын 3 деньги, а с 1746 года — 2 рубля 31 копейки с половиной.

С 1778 года высочайшим решением императрицы Екатерины появились губернии, состоявшие в свою очередь из уездов. К тому периоду относится и запись в Перечне приходов Владимирской губернии: «Село Клементьево от Владимира в 25 верстах, при пруде и колодцах».

Прежнее месторасположение села несколько отличалось от нынешнего - оно располагалось к юго-востоку, ближе речушке Колочка и Теремцу. Там во время пахоты находили кирпичи былых строений. Но затем, по преданию, недалеко, на взгорье нашли икону Николая Чудотворца и на этом месте построили церковь, названную его именем. Место для церкви оказалось очень удачным и красивым: на возвышенности - Нагорновке. Она была видна издалека, а рядом, в глубоком овраге крестьяне соорудили пруд. На новое место - к церкви - крестьяне со временем перенесли свои жилища. За оврагом, на запад от церкви, вытянулся самый длинный ряд домов, названный Большой стороной. За огородами этих домов начинался густой сосновый лес. Нынче здесь на многие километры голые поля и пастбища. На север от церкви часть села называлась Багловкой. а на юг — Камаихой.

В 1876 год вместо обветшавшей деревянной церкви Николая Чудотворца в Клементьево построили каменную церковь в честь Преображения Господня, с приделом во имя свято Николая Чудотворца, но в 1807 году по желанию прихожан придел переименовали в честь Покрова Божией Матери. Каждая православная церковь имеет не географическое, а свое святое название. Так клементьевская церковь стала называться Свято- Покровской.

В холодные ночи в церковь пускали бродячих нищих и бездомных. Во Владимире в ту пору по различным данным обитали 2 тысячи нищих. На селе бездомных не было - кто-то из родственников до седьмого колена мог приютить нуждающегося.

В конце XIX века клементьевские прихожане собрали деньги и построили кирпичную колокольню, оказавшуюся самой высокой среди окрестных сел и деревень. Есть мнения, что высота колокольни с крестом составляла 71 метр, суздальская, в честь победы над Наполеоном не многим больше - 76 метров. В колокольную бронзу при плавке добавляли пожертвованное людьми серебро и золото - для получения особого мелодичного звучания. Ведь тогда добивались классического мажорного трезвучия колоколен.

По учетным книгам XIX века в Клементьево в храме древностей и особых святынь не числилось. Но отмечалось, что некоторые изделия «замечательны по ценности»: сребропозлащенный крест весом в 183 золотника (около 780 граммов), Евангелие в серебряной ризе украшенное образами, подаренное крестьянином Никитиным. Копии метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с 1829 года хранились в целости. Хранилась в церкви и опись имущества от 1882 года. Числилось в ней земли усадебной одна десятина 300 квадратных саженей; пахотной и сенокосной — 33 десятины 940 квадратных саженей. Церковный штат — притч — состоял из священника и псаломщика. Доход составлял до 200 рублей от земли, до 400 рублей от свершения треб, до 40 рублей сбора хлебом и 100 рублей от процентов государственных билетов. Причем у священника дом был свой, а у псаломщика — приходской.

Клементьевские старожилы говорят, что много денег на строительство колоколни вложил местный богач Скорынин. Кирпич для постройки обжигали здесь же - в Жегаловском овраге. Чугунный крест отливали по заказу и поднимали веревками вручную. Колокола церкви не только звонили во время праздников. Их было много - большой, летний, пожарный. Благовестом - мерными ударами в большой колокол - сзывали прихожан на службу. Набатом - частыми ударами - поднимали народ по тревоге. По церковной службе выдавали приятные колокольные мелодии - двузвоны и трезвоны, перезвоны, переборы. А редкими ударами в большой колокол направляли попавших в метель путников и конных путешественников.

Приход Свято-Покровского храма составляли: село Клементьево в 106 дворов, сельцо Пустой Ярославль, сельцо Тсремец и деревня Подвязье. Всего дворов в приходе насчитывалось 193, душ мужского пола — 619, женского - 663. Имелось даже земское народное училище.

Слово «сельцо» имеет довольно интересный смысл - чтобы не обижать помещичьего самолюбия, так называли деревни с имениями помещика. Пустой Ярославль, скажем, своим названием обязан ярославскому помещику. Тот, привыкший к городской роскоши, поразился тихой глухомани имения своего сына, видно полученного в приданое за женой, да и дал такое название.

Клементьево располагалось в двух верстах от Юрьевского тракта, но старожилы говорят, что чаще в губернский центр добирались короткими путями: через Фуфайку, Теремец, Масленку. У Масленки в сырую погоду на крутой горе все скользили. Тракт потом вымостили речным булыжником. Старики помнят, что в войну и после участки дороги были закреплены за колхозами, и жители собирали речные камни на ремонт участков.

Богач Скрынин привез в село чугунную пушку - палить в церковные праздники. Засыпали в ствол 2 стакана гороха, а грохот стоял на всю округу. Но бравых артиллеристов в Клементьево не было, случалось, что при стрельбе были и пострадавшие. Так что забаву забросили. А праздновали в Клементьево престольные праздники - Покров да Николу «вешнего» и «зимнего».

День Святителя и Чудотворца Николая («зимний») - ныне приходится на 19 декабря. По сути он и начинает череду новогодних праздников. Санта- Николаус, Санта-Клаус — да, да это именно он «седой, борода невелика, курчевата, взлыз, плешат, на плеши мало кудрецов». Исстари Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых на Руси.

Может поэтому мы, несмотря на все достижения прогресса, верим в новогодние чудеса Санта-Николауса, святого Николая.

По материалам исследований А.Ф. ТАРАНЕНКО.

Дополнительные источники информации

Свято-Покровский Храм

ул.Школьная, д.20
с.Клементьево, Суздальский район,
Владимирска область, РОССИЯ

Группы в соцсетях

Яндекс.Метрика

Разработка сайта ADWT.ru